Усилители Lanzar

    Нет-нет, речь пойдет не о содержании очередного мыльного сериала, нам это не по теме. Однако же калифорнийцам надо отдать должное. Вон уже шестьсот какая-то серия Санта-Барбары смотрится с неослабевающим интересом (хотя и не всеми, слава Богу). А в городке Канога Парк, который совсем недалеко от Барбары (как Ногинск от Барвихи), подготовили очередную серию OptiDrive усилителей Lanzar.

    Первые OptiDrive появились на рынке в 1997 году и довольно быстро заработали себе репутацию усилителей сравнительно недорогих, но вполне серьезных и с хорошими инсталляционными возможностями. Самой интересной особенностью тех "Оптидрайвов" был источник питания (импульсный преобразователь) с компенсационной обратной связью по току. Это позволило усилителям строго удваивать свою выходную мощность при уменьшении импеданса нагрузки вдвое. Особенно отличился двухканальный "пятидесятиваттник" 50с, способный выдать 2х400 ватт на нагрузку 0,25 Ом или 800 Вт на 0,5 Ом мостом. Поскольку в "нормальных" инсталляциях такая нагрузка встречается, мягко говоря, не часто, то этот усилитель изначально был ориентирован на спортивные цели, о чем говорит и буква "с" (competition) в обозначении модели. Правда, и цена его была соответствующая. Для гальванической развязки входных цепей, а также разделения цепей питания и звука использовались оптронные пары, что и "вызвало к жизни" название OptiDrive. Параллельно еще выпускалась более демократичная серия Vibe, а через год-полтора появилась новая серия Encore. Одновременно была представлена обновленная серия усилителей Opti. В этой серии разработчики отошли от максимализма первых "Оптидрайвов", избавились от оптронов и астатических регуляторов в источнике питания. Кстати, качеству звучания это не повредило, хотя и первые "Оптидрайвы" (особенно те, что послабее) звучали очень даже чисто и конкретно. Зато в этих сериях фирма Lanzar одной из первых стала применять фазовращатель с плавной регулировкой. Это теперь многие уже поняли, что такая опция позволяет субъективно улучшить целостность звуковой сцены, а тогда "ланзаровцы" в очередной раз продемонстрировали завидную оперативность. Заметим, что те самые "Opti-II" (как и любые усилители) не были совсем свободны от недостатков. В частности, даже в нулевом положении регулятора Bass boost на амплитудно-частотной характеристике (АЧХ) у них сохранялся подъем около 2 дБ на частоте 45 герц. И вот с начала нынешнего года появилась уже третья по счету серия OptiDrive. Складывается впечатление, что скорость, с которой появляются новые серии в Канога Парке вполне сравнима с таковой в Голливуде. (Телесериалы не в счет: там ведь и качество совсем другое.) Новые OptiDrive призваны явить собой пример бескомпромиссного подхода к разработке усилителей и решительно размежеваться с "народными" сериями Vibe и Encore. Насколько это им удалось - увидим.
    В новую серию OptiDrive входят пять усилителей. Это модели 100.2, 200.2, 500.2, 100.4 и 400.1. Как заведено в фирме Lanzar Sound Systems, первые цифры означают суммарную мощность всех каналов на четырехомной нагрузке, а последняя - это число каналов. Исключение составляют модели 400.1 и 100.4. С числом каналов там и там все по уму. Но усилитель 400.1 развивает 400 ватт на двухомной нагрузке, а на 4 Ом - "всего" 200. Тем самым подчеркивается, что два ома для него - это самое то. А в модели 100.4 наоборот: мощность каждого канала не 25 ватт, как можно бы подумать, а 50. Но для настоящего аудиофила 8-омные динамики - это же самый кайф, а на восемь ом как раз и будет на круг по 25 ватт.
    По конструкции корпусов новые Opti совсем не похожи на своих предшественников. Если усилители первой серии были почти черными, то здесь доминирует пассивированный алюминий - черными остались только торцы и декоративные шильдики с надписью OPTI и названием модели, расположенные сверху. Возможно, это и менее практично, но при открытой инсталляции броский внешний вид является немаловажным фактором. И если раньше верхняя панель корпуса нависала над торцевыми стенками, то теперь корпус имеет более традиционную форму. При монтаже так, наверное, удобнее, но в ряде случаев придется приспосабливать дополнительные декоративные заглушки.
    В остальном компоновка вполне обычная: "сильноточка" с одного торца, "слаботочка" со всеми регуляторами - с другого. У моноблока 400.1 две пары "акустических" клемм. Так будет проще получить "номинальную" нагрузку 2 Ом. Характерные "хвосты", по которым подводилось питание в первых Opti, уже во второй серии были заменены на более привычные зажимы под внутренний шестигранник. Здесь есть свои плюсы и минусы. Коль скоро усилители все равно рассчитаны на использование внешнего предохранителя (типа "баллон"), который раньше можно было подключить непосредственно к "хвосту", то при наличии зажима появляется и лишнее соединение. Но зато кабель обрезается "по месту", и не приходится увязывать инсталляцию с длиной "хвоста".
    Во всех двухканальниках предусматривается одинаковый набор фильтров: ФНЧ (LP) с частотами среза от 65 до 240 герц и ФВЧ (HP) с частотами 40-230 Гц. В описании формулировка довольно обтекаемая (24 dB/Oct. low pass and independent high pass filters), из которой как будто следует, что оба фильтра имеют четвертый порядок. Автор уже было заготовил рассуждение на тему того, что высокая крутизна ФНЧ - это только приветствуется, а вот для ФВЧ 24 дБ на октаву - немного чересчур, поскольку такой фильтр сильно вращает фазу сигнала (на 360 градусов), и уже в области высокой чувствительности слуха... Но, как показали измерения, с этим все обстоит благополучно. На рис. 1 приведены графики АЧХ, полученные в крайних положениях регуляторов ФНЧ и ФВЧ усилителя OptiDrive 500.2. Как видим, только ФНЧ здесь четвертого порядка, а ФВЧ имеет второй порядок (12 дБ/окт). Диапазон регулирования частот среза составил по измерениям 40-280 Гц для ФВЧ и 80-250 Гц для ФНЧ. Из графиков также видно, что в режиме Low Pass примерно на 2,5 дБ возрастает усиление, а вблизи нижней границы диапазона регулирования ФВЧ у него несколько увеличивается добротность против канонических 0,7.
    В четырехканальнике модели 100.4 ФНЧ такой же, а ФВЧ имеет диапазон частот от 12 до 195 Гц. Естественно, регулировка фильтров в каждой паре каналов независимая, но если фильтр включен на одну пару каналов, то и другая тоже включается через фильтр. Хитрость здесь в том, что ФВЧ, настроенный на 12 герц, - это, в сущности, subsonic, и эта пара каналов будет работать, фактически, в полнодиапазонном режиме. рис.1.
    Четырехканальный и все двухканальные усилители имеют пару линейных выходов, что, несомненно, увеличивает удобство инсталляции и нынче является фактически нормой. Если в двухканальном усилителе включен какой-то из фильтров, то на линейный выход приходит "дополнительный" сигнал (то бишь с другого фильтра). Получается, что в другом усилителе, если он используется (а для чего еще нужен линейный выход?), вы уже можете не применять фильтр или же с его помощью организовать полосовой фильтр, скажем, для среднечастотника. А вот в моноблоке модели 400.1 полосовой фильтр уже сразу предусмотрен. ФВЧ и ФНЧ регулируются, понятно, независимо и имеют диапазоны частот среза 19-50 и 25-160 герц соответственно. Тут уже становится окончательно ясно, что этот усилитель - чисто и конкретно басовый (а кто сомневался?), но для большей гибкости инсталляции разработчики снабдили его четырьмя суммирующими входами. Кроме того, есть здесь и басовый регулятор (bass boost), который хотя и работает только в плюс (0-18 дБ), но зато имеет регулируемую центральную частоту в пределах от 27 до 87 герц. Нижняя часть этого диапазона (скажем, до 40 Гц) представляется особенно полезной. Это, конечно, если вам потребуется выпрямить частотную характеристику в салоне, а не "загорбить" ее предумышленно и злонамеренно. Впрочем, как говорится в народе, на звук и цвет... Здесь же имеется и фазовращатель 0-180 градусов. Инструмент, вне всякого сомнения, полезный. Многие отмечают, что изменением фазы сабвуфера можно добиться его лучшего "вписывания" в звуковую сцену, даже если беднягу запихнули в багажник. Однако же всяким инструментом надо пользоваться с умом. Скажем, когда в каком-то усилке имеется фиксированный переключатель "0/180", то там все просто - переключаете и смотрите, в каком положении лучше компонуется бас. Несколько сложнее обстоит дело с регулятором плавным. В качестве фазовращателя повсеместно используются так называемые всепропускающие (all pass) фильтры. Как и любые фильтры, они не умеют "крутить" фазу больше или меньше, а величина этого поворота у них, что называется, "написана на роду" и зависит от порядка фильтра. "Нормальный" all pass второго порядка крутит фазу на 180 градусов. Когда вы поворачиваете регулятор фазы от 0 к 180, это означает, что вы изменяете частоту среза всепропускающего фильтра от инфразвуковой частоты до какого-то максимального значения. (Вообще-то понятие "частоты среза" для такого фильтра не так уж очевидно, поскольку он ничего не "обрезает". Будем считать, что это та частота, где изменение фазы с ростом частоты имеет наибольшую крутизну.) Положим, что максимальная частота среза будет равна примерно 400 Гц (как, кстати, в двухканальниках Opti). Это означает, что прямоугольный сигнал (рис. 2а) рис.2-3с частотой 300 герц будет воспроизводиться так, как показано на рис. 2б. И хотя субъективная заметность фазовых искажений признана в настоящее время далеко не всеми авторитетами, нет никаких оснований считать, что эти два сигнала будут восприниматься одинаково. Одним словом, если ваш усилитель работает в полном диапазоне, то наиболее разумным будет поставить регулятор в положение "0" и заклеить скотчем. А вот если усилитель работает только как басовый, то здесь уже можно смело экспериментировать с фазой. Например, тот же меандр, но частоты 20 герц любые усилители воспроизводят примерно так же, как наш Opti 500.2 (рис. 3а), а при повороте фазы картина заметно меняется (рис. 3б). Высокий и острый пик по заднему фронту имеет длительность около 80 мкс и сабвуфером, понятно, не воспроизведется. Кстати, в двухканальных усилителях Opti положению регулятора "180" соответствует нулевой относительный сдвиг фазы и наоборот. Учтите при инсталляции.
    Еще одной особенностью двухканальных Opti является то, что простой bass boost здесь вырос до куда более серьезного параметрического (однополосного) эквалайзера. Он позволяет регулировать не только подъем/спад, но также центральную частоту и добротность регулировочной АЧХ фильтра. На рис. 4 показано семейство АЧХ в крайних положениях регуляторов по частоте добротности и подъему/спаду. По измерениям максимальный подъем (спад) составил около 15 дБ (причем независимо от добротности, что бывает не всегда). Диапазон регулирования центральных частот от 30 до 320 Гц. Так что этот эквалайзер позволяет не только банально "поддать" басов на нужной частоте. Но при желании он поможет вам справиться с самым вредным резонансом салона, который попадает именно на частоты 200-300 герц. А это уже как раз прямая обязанность всякого параметрика. рис.4.
    Есть среди нас такие товарищи, которых больше всего волнуют технические показатели (к их числу относится и автор). И хотя понятно, что качество звука они (показатели, конечно) определяют лишь в малой степени, - им вынь да положь всякие там герцы, децибелы и (само собой) ватты. Пожалуйста. Ложим. Это результаты измерений для двухканальника Opti 500.2.
    Для тех, кто еще не очень ориентируется в "гармонии цифр", приведем некоторые комментарии. Как видим, заявленное значение выходной мощности (250 Вт на канал) Opti 500.2 превзошел ровно на 20%. Возможно, причина кроется в методике измерений: "ланзаровцы" традиционно специфицируют выходную мощность при напряжении питания 12,6 вольт. Ну нет у них стабилизированного источника на полкиловатта мощности. Полосу частот мы обыкновенно измеряем по спаду частотной характеристики 1 дБ. В данном случае небольшой подъем (0,3 дБ) наблюдался по краям рабочей полосы эквалайзера, выставленного в "0". Вот что всегда выгодно отличало усилители серии Opti от иных прочих - так это очень широкий диапазон регулирования чувствительности. То же и в данном случае. Посмотрите - при минимальной чувствительности усилитель свободно можно подключать к "голове" с четырехвольтовым выходом (если найдете такую), да еще через кроссовер или эквалайзер. Что же касается переходного затухания, то измеренный показатель можно считать довольно высоким (встречаются значения и 55, и даже 50 децибел), правда, в спецификациях обычно приводятся еще более высокие показатели. Лукавят производители. Наверное, не желая жульничать, "ланзаровцы" не стали приводить этот показатель вовсе. И последнее. Щелчок включения у Opti 500.2 (35 мВ среднеквадратичных) находится гораздо ниже слышимого уровня. Правда, задержка включения довольно большая - секунд пять, а то и поболе. Но куда спешить, если усилитель уже установлен - музыка вас найдет.

 

Выходная мощность на нагрузке 4 Ом, Вт (14,4 В, к.н.и.=1,0 %) 299
Полоса частот, Гц (+0,3/-1 дБ) 9-38000
Коэффициент нелинейных искажений, % (Р=0,1 Рmax) 0,01
Чувствительность, В 0,17-8,5
Отношение сигнал/шум, дБ (чувствительность 1,0 В) 98,5
Переходное затухание, дБ (1 кГц) 78
Hosted by uCoz
Please activate Java...
Hosted by uCoz